Различия между 2-мя зависимыми выборками

Испытуемые выполняли контрольное задание (см. табл.8). Вначале они попробовали выполнить его, не подготовившись (переменная До обучения). Но знаний оказалось недостаточно: они допустили достаточно много ошибок. Затем испытуемые прошли обучение: выполнили один раз подобные задания, пользуясь учебником. После этого они попробовали выполнить контрольное задание еще раз. Преподаватель опять же посчитал количество ошибок. И наконец, испытуемые прошли повторное обучение: еще раз постарались тщательно разобраться с задачами. После этого они выполнили контрольное задание в третий раз. Табл.8 содержит количество ошибок, допущенных испытуемыми после каждой попытки.

spss-t8

 Эти данные содержат 3 смежные выборки: До обучения, После обучения и После повторного обучения. Необходимо проверить различия между этими выборками попарно. Вначале различия между выборкой До обучения и выборкой После обучения. И затем – различия между выборкой После обучения и выборкой После повторного обучения. Проверяя эти различия, мы фактически будем проверять влияние фактора Обучение, который здесь имеет 3 уровня. Если количество ошибок после обучения снижается, то можно считать обучение эффективным.

Для проверки различий мы снова используем параметрический метод и его непараметрический аналог. Это соответственно t-критерий Стьюдента для зависимых выборок и критерий Вилкоксона. Поскольку исходные данные сейчас являются чисто учебными, проверять их на допустимость применения к ним параметрических методов мы не будем. Измените имена переменных в файле Sav,  введите данные и сохраните файл под именем Смежные выборки.sav. Мы еще используем его позже. 

По всем вопросам, связанным с использованием материалов Expect.ru, обращайтесь к Никулину Денису Николаевичу
email