t-критерий Стьюдента

Воспользуйтесь меню Analyze > Compare means > Independent-Samples T test … (сравнить средние с помощью t-критерия для независимых выборок). В анализ здесь можно включать одну группирующую (grouping) переменную и несколько зависимых (test) переменных. Слово группирующая говорит само за себя: эта переменная разделяет выборку на группы. Сделайте переменную Результат группирующей. Значки вопросов (? ?)… Они напоминают о том, что мы еще не указали группы, которые желаем сравнить. Define groups… (определить группы). Вначале сравним группы «успешно» и «неуспешно». Введите те числовые значения, которые у вас соответствуют этим группам. Интеллект и Мотивацию включите в список зависимых переменных. Ок.

Вначале просмотрим первичные статистики (таблица Group statistics): размеры групп N, средние значения Mean, стандартные отклонения Std.deviation, стандартные ошибки среднего Std.error mean. Мы видим, что «успешные» в среднем имеют более высокий интеллект и уровень мотивации по сравнению с «неуспешными». А, сопоставляя разницу между средними и внутригрупповую изменчивость, можно заметить, что группы в большей степени различаются именно по интеллекту, а не по мотивации.

Посмотрим теперь таблицу Independent samples test.  Levenes test for equality of variances – критерий Левина на равенство дисперсий. Согласно уровням значимости (0,562 и 0,096), дисперсии групп можно считать равными. Но, принимая во внимание малые размеры групп, к этой информации следует относиться осторожно (равно как и ко всем остальным результатам вычисления параметрических методов). Для тех, кто понимает алгоритм проверки статистической значимости, весьма полезной является информация о значении критерия t, количестве степеней свободы df, разнице между средними Mean difference, стандартной ошибке этой разницы Std.error difference, нижней (lower) и верхней (upper) границах 95% доверительного интервала для разницы.

Но в первую очередь мы обращаем внимание на уровни значимости Sig (2-tailed). Различия между «успешными» и «неуспешными» оказались значимы по Интеллекту на уровне (Sig=0,011; Sig=0,012). Т.е. с этой задачей справляются действительно только люди с более высоким интеллектом. Но по переменной Мотивация статистически значимых различий между этими группами не выявлено (Sig=0,191; Sig=0,318). Скорее всего, при низком интеллекте, не поможет даже наличие высокой мотивации.

По всем вопросам, связанным с использованием материалов Expect.ru, обращайтесь к Никулину Денису Николаевичу
email